Профессиональные звуковые карты: формула стоимости
В молодости,
когда я учился на Факультете Патологического Зла, один
почтенный профессор читал нам лекции по профилирующему
предмету "история тьмы и злодейства", рассказывая
различные интересные байки. Среди прочих была одна,
имеющая непосредственное отношение к предмету этой
статьи.
Жил в Древней
Греции один профессиональный музыкант по имени Орфей.
Музыка его основывалась на красоте гармонии и
техничности исполнения, а играл Орфей на наиболее в то
время совершенном оборудовании - кифаре.
Существовало
и альтернативное музыкальное направление, вакхическое,
по имени бога Вакха, любителя и покровителя сейшнов,
отрывов и всяческого беспредела. Такого рода музыка
основывалась на красоте дисгармонии, аритмии и очищала
души приверженцев живительным угаром. И был среди этих
самых приверженцев некий Марсий, по образу жизни сатир и
хулиган, по сути же чувствующий тонко и к тому ж натура
творческая. Потому и сам жаждал музыку творить, для чего
музыкальный инструмент приобресть желал, но был, к
сожалению, сей достойнейший муж жлобом. Посему купил он
себе самый дешевый инструмент - подержанную флейту на
полторы октавы, к тому же проклятую, что ее
дополнительно удешевляло. Нехитрый инструмент освоил он
быстро, а так как талант присутствовал, то и музыка
выходила душевная.
Так бы и жил,
считая себя непризнанным гением, да на свою погибель
услыхал, что тот самый "буржуй и бездарь" Орфей
разжалобил бога загробного мира Аида своей музыкой и
выпросил у того свою умершую жену, нарушив тем самым все
законы здравого смысла. Во как. И решил Марсий, что боги
тоже бездари, и к тому же музыки хорошей никогда не
слыхали. Так решив, дерзнул он вызвать на музыкальное
состязание самого бога Аполлона, покровителя
противоположного стиля, и прилюдно смешать его с чем
следует, попутно, конечно, получив всеобщее признание, а
если повезет, так и мировое господство.
И вот, как
срок пришел, начал Марсий свой талант миру являть.
Доиграл и на Аполлона хитро глядит - валяй, мол, буржуй
попсовый, вываливай свою композицию штампов,
банальностей и пошлостей лживых, все равно крутое
оборудование тебя не спасет. Заиграл Аполлон, и слышит
Марсий наш, что и идеи у Аполлона хоть не лучше, а все ж
не хуже, чем у него, да только в его музыке этих идей
сразу несколько дивным образом смикшировано, и уж не
человеческая, а божественная идея из них родилась, а
звук-то, звук! Прямо на всю биохимию организма
действует, захватывает, охватывает, подхватывает и
уносит незнамо куда. Понял наш герой, что дело пахнет
керосином, и успел только свою флейту еще разок
проклясть, удешевив ее в два дополнительных
раза.
Конец истории
печален - содрал Аполлон кожу с Марсия, натянул на
дешевый барабан и велел жрецу своему препошлейший гимн в
его, аполлонову, честь, выбивать. Испортил Марсию
последние минуты жизни, да и в злобе его переплюнул.
Понял то Марсий, обиделся и к Аиду
отправился.
Мораль сей
нехитрой басни ясна как день: скупой платит дважды.
Купил бы нормальное оборудование, не поленился освоить,
глядишь, может, по-другому бы вышло. Может, стоило ему
как следует разобраться, почему профессиональное
оборудование больших денег стоит, не полениться и
заработать. Впрочем, нам этот вопрос рассмотреть тоже не
помешает.
Область
применения
Для того
чтобы ответить на вопрос, почему профессиональные
звуковые карты стоят существенно дороже обыкновенных,
следует понять, чем они между собой различаются. А
отличаются они перво-наперво областью применения. Перед
обычной звуковой картой стоит задача обеспечить
качественное воспроизведение. Профессиональная же карта
в первую очередь ориентирована на запись и обработку
звука.
Собственно,
сии устройства и картами-то назвать можно весьма
условно, так как каждое из них представляет собою весьма
навороченную систему из нескольких плат и внушительного
набора ПО, превращающую компьютер в центральный пульт
студии звукозаписи. Некоторые из них даже размещаются в
отдельных корпусах и соединяются с машиной, откуда уже
осуществляется управление системой. Основной массе
профессиональных карт по плечу одновременная обработка
нескольких звуковых сигналов в реальном времени, их
сведение, разведение и запись.
Tакие монстры
могут организовывать взаимодействие между несколькими
параллельно запущенными программами работы со звуком,
что обычной звуковой карте не по силам, могут
накладывать по несколько качественных эффектов на канал,
и при этом совершенно не нагружать центральный процессор
машины обработкой звука. Да и результат на выходе будет
ощутимо лучшего качества по сравнению с записью на
непрофессиональную карту.
Для
сравнения: если вы пожелаете поиграть на гитаре с
ревербератором, используя обыкновенную звуковую карту и
уповая на мощный ЦПУ, то Р III с частотой 700 МГц будет
загружен наполовину, а сам эффект окажется не вполне
правдоподобным, поскольку программа-ревербератор
упрощена как раз в целях экономии
ресурсов.
Итак, давайте
посмотрим, какие именно у профессиональных карт есть
преимущества.
Кабели и
разъемы
Первое
различие профессиональных и простых "бытовых" карт -
входы и провода. На обычных непрофессиональных картах
сигнал на вход передается по двум проводам, один из
которых, собственно, сигнал, а другой - земля. Такой
провод собирает все наводки и прочие гадости. Входы,
которые рассчитаны под такие кабели, называются
несбалансированными. В сбалансированные входы один и тот
же сигнал поступает по двум проводам в противофазе. На
входе на вычитающем-инвертирующем трансформаторе или
иной схеме сигналы вновь суммируются.
При этом
помехи уничтожаются. Для сбалансированных входов чаще
всего используются разъемы XLR (трезубая вилка со
специальной защелкой, накрепко прикрепляющей кабель к
разъему платы). На стандартных платах установлены
простые, несбалансированные, двухканальные входы под
стандартные джеки или разъемы RCA (тюльпаны). Разъемы
RCA все же предпочтительнее, так как за счет большей по
сравнению с обычным джеком плотности и площади
соприкосновения контактов потеря качества входящего
сигнала меньше. Тем не менее, для профессионального
применения такие входы все равно не подходят.
Конвертеры
Качество
конвертера, то есть собственно преобразователя сигнала,
сказывается как на качестве звукового сигнала, так и на
цене. Сказал бы я, что конвертер - это краеугольный
камень звуковой системы, то есть такой хитрый камень, у
которого вместо краев одни углы… Цена этих устройств
колеблется в чрезвычайно широких пределах: существуют
дешевые трехдолларовые DAC (Digital-Analog Converter, он
же цифро-аналоговый преобразователь, ЦАП),
устанавливаемые на простых звуковых платах, и дорогие
внешние конвертеры, стоимостью до $8000.
Вот, к слову
сказать, есть построенная на том же чипе, что и SBLive!
(EMU-10K1), звуковая карта Audio Production Studio
компании E-mu. Если исключить конвертер, плата
отличается лишь наличием сбалансированных входов. А
стоит она около $600, то есть на порядок дороже SBLive!.
Основное ее отличие от своего скромного массового
родственника заключается в присутствии на плате системы
фильтров, что и создает такой разрыв в цене, хотя
формирователи сбалансированной линии тоже
недешевы.
Бытует
мнение, что критерии профпригодности конвертера суть
частота дискретизации и разрядность, но это не совсем
так, а точнее, совсем не так. Если частота дискретизации
конвертера равна 96 кГц, а разрядность 24 бита, это еще
не значит, что он пригоден для профессиональной
обработки звука. Существуют и трехдолларовые схемы с
такими характеристиками, и конвертеры на 16 бит и 44 кГц
стоимостью около 4000 мертвых президентов. Причина такой
взывающей к небесам несправедливости в том, что эти
характеристики описывают только параметры основного
чипа, но не конвертера в целом.
Если
посмотреть, что представляет собой дешевый усилитель,
можно увидеть, что перед самим чипом преобразователя
сигнал проходит всего 1-2 транзистора, в то время как в
дорогой схеме он предварительно (и после) обрабатывается
сложной системой всевозможных фильтров, реализация
которых является весьма дорогостоящей. Задача этой схемы
- устранить возможные искажения сигнала и довести его до
чипа преобразователя в удобоваримом виде, что в
результате сказывается на динамическом диапазоне карты.
Грубо говоря, система фильтров так изменяет сигнал,
чтобы он максимально корректно подошел для
преобразователя.