Апгрейды, которые мы выбираем... о Socket7
В этой статье я хочу остановиться на вопросах, которые
рано или поздно, начинают интересовать любого владельца
персонального компьютера, а именно - апгрейде вообще и, игрового
компьютера в частности. Если ваша крутейшая тачка, купленная пару
лет назад за штуку с лишним баксов, на которой вы прошли Q2 и т.п.,
нещадно тормозит в Q3, NFS 5, UT, можете не сомневаться – он пришел,
великий и ужасный, дорогой и неотвратимый АПГРЕЙД. Сделать его
грамотно, особенно если он для вас первый, или вы не очень близко
знакомы с ПК – задача сложная, но цель этой статьи помочь вам
совершить минимальное количество ошибок в выборе.
Итак, какую цель мы ставим. Повышение
производительности? Конечно! Но давайте определимся, что это
подразумевает. Компьютер - это не просто ускоритель или процессор,
работающие независимо друг от друга, поэтому целью модернизации
следует ставить устранение узких мест во взаимодействии всех
подсистем. Т.е. речь я поведу о сбалансированности в целом, ибо
именно она – залог того, что деньги будут потрачены не впустую и вы
сможете наслаждаться новыми играми еще целый год.
Материнская плата
Плата в большой степени, определяет конфигурацию ПК,
как на момент ее покупки, так и последующих модернизациях. Выбор
очень велик и это составляет определенную трудность, поэтому надо
определиться, от чего будем плясать - круг сузится, и выбирать будет
легче.
Для апгрейда старых ПК в корпусе AT , основным
критерием будет форм-фактор платы – Baby AT. Здесь выбор не так
велик, я знаю несколько приличных плат –
ZB370 (-отсутствует аппаратный мониторинг),
Asus B (-отсутствует возможность изменять
Vcore),
Asus B (-отсутствует возможность изменять
Vcore),
Asus P2-99B (-отсутствует возможность изменять
Vcore и аппаратный мониторинг)
В остальном, эти платы аналогичны по возможностям
(PCI/2ISA/3DIMM).
Если вы имеете современный ATX корпус, то вам сложнее,
но думаю, стоит плясать от процессора. Споры Intel vs. AMD уже всех
достали, но тем не менее, я выскажу свое мнение – системы на AMD,
потенциально более геморройны (ну, или имеют нюансы в настройке -
кому как ближе ) и если вы с компьютером «на вы» - оставьте эту
идею. Ориентируйтесь на Intel. Итак, осталось выбрать чипсет. Опять
« vs.» - VIA vs. Intel - здесь сложно что-либо посоветовать. Чипсеты
VIA имеют более широкие возможности, чем интеловский BX, но они
несколько медленнее работают как с памятью, так и с жестким диском,
AGP… в результате, необходимость этих широких возможностей, вызывает
сомнения. Однако, одной из важнейших особенностей VIA (чипсет VIA
Apollo 133 A) является наличие делителя 1:2 для шины AGP
относительно FSB, что гарантирует беспроблемную работу абсолютно
любых AGP-видеокарт с процессорами PIII на частоте FSB 133 MHz. Если
в ваших планах есть покупка такого процессора (маркируется как «
EB») , подумайте о VIA, в противном случае, для mid- end системы,
берите платы на интеловских чипсетах BX/ ZX (основное отличие между
ними – количество слотов для модулей памяти и PCI, а также
ограничение максимального размера ОЗУ - 256 MB для ZX). Если вашей
целью является недорогой компьютер для « Internet и Office» ,
обратите внимание на платы на чипсете i810 E – это интегрированное
решение имеет на своем борту встроенные видео и звук, но эта
«интегрированность» имеет недостатки – прежде всего, встроенное
видео – исключает установку нормальной AGP-видеокарты, если
производительность встроенной вас не устраивает (есть возможность
установить PCI-видео) и низкая скорость работы с памятью (для
указанных задач это некритично).
Если вы ориентируетесь на максимальную
производительность и возможности, а цена имеет второстепенное
значение, то платы на i815 E – ваш выбор.
Следует определиться для себя, какие возможности
критичны для вас. Для разгона – обязательное требование к плате -
возможность поднятия напряжения на ядре процессора ( Vcore) и на
память, чипсет и AGP ( VIO), а также наличие аппаратного мониторинга
температуры CPU – без этого вы потом можете кусать себе локти, когда
ваш ДжиФорс будет сбоить и вы вынуждены будете купить новый блок
питания, или когда ваш Селерон не погонится так, как должен …
Процессор
Для простых и недорогих систем, лучше выбрать Celeron
466 или (чуть дороже), 533 A (или 566). Последние два имеют
«дополнительные возможности по увеличению производительности» ©
Intel.
Эти процессоры (даже без разгона) неплохо справятся с
современными игрушками и бизнес-приложениями.
Mid-end – это конечно младшие Coppermine. PIII
Coppermine бываю разные - работающие на частоте FSB 100 и 133 MHz
(маркировка последних имеет индекс «В». Индекс «Е» обозначает ядро
Coppermine). Выбор здесь затрагивает вопрос, будем гнать процессор
или нет. Mid- end «с разгоном» - это 500 E-550 E – быстро и цена
приемлемая. После их разгона (500>700 и 550>733) – выходим на
уровень high- end.
High-end – Coppermine 733EB и выше. Обычно, в этом
классе, разгон приносится в жертву надежности.
Процессоры AMD K6-2 идеально подходят для апгрейда
«малой кровью» старых Socket-7 систем. Если у вас совсем немного
денег и ваша материнская плата поддерживает старшие K6-2 – это
лучший выбор. Новую систему (особенно «игровую»), собирать на
Socket-7 не стоит, платформа страшно устарела и ее несколько более
низкая цена (в сравнении с аналогичной системой на Celeron)
обернется в ближайшем будущем большими тратами при следующей
модернизации. Довольно выгодно собрать mid- end – систему, на AMD
Athlon 500-600 MHz. Она выйдет, вместе с приличной платой Asus K7 M
( K7 V), примерно долларов на 80 дешевле аналогичной на Coppermine
500-600 и, скажем, Asus P3 B- F... правда, у систем на Атлонах
перспектив на дальнейший апгрейд CPU практически нет (переходники
SlotA> SocketA – редкость, а их совместимость с конкретными
платами - под вопросом).
Процессоры AMD> Duron здесь я рассматривать не буду
по простой причине – недостаточный выбор недорогих материнских плат
и … CPU- Duron кулеров! Устанавливая первый попавшийся S370-кулер на
Duron, вы рискуете либо раздавить упаковку кристалла чрезмерным
усилием, либо наоборот, не обеспечить должного прилегания радиатора
к кристаллу, то есть рискуете сжечь последний. Впрочем, энтузиастов
это, конечно, не остановит, они без проблем поковыряют Атлон
паяльником, разрисуют Дурон карандашом и будут … правы, но эта
статья не для них …
Память
Один из важных факторов, явно не оказывающий влияние
на производительность, но на деле сильно влияющий на комфортность
работы в целом и, в особо запущенных случаях (32МБ и меньше),
влияющий даже на повседневную работу в ОС. Нехватка памяти может
свести на нет все ваши капиталовложения, в новый процессор или
графическую карту. Определить ее достаточно просто – если во время
игры у вас происходят периодические затыки, сопровождающиеся
жужжанием жесткого диска, вам ее не хватает и будь у вас хоть трижды
навороченный акселератор и гигагерцовый пентиум III, вам не видать
комфортной игры. Итак, минимальным объемом, необходимым для
современных игр, я считаю 64 MB, и это действительно минимум.
Он позволяет сносно играть в современные игры при средней
графической детализации, но не исключает своп целиком, вне
зависимости от остальных компонентов компьютера. 128MB на данный
момент позволят вам забыть о свопе на ближайшее время (рискну
предположить, что на год). К вопросу покупки следует относиться
внимательно и не покупать модули сомнительного производства,
некачественный модуль, на чипах неизвестного производителя, может
попортить вам много крови. С другой стороны, советовать модули,
произведенные брэндами на своих же чипах, тоже грешно. «А ты знаешь,
сколько они стоят?» - скажете вы. Знаю . Процентов на 20 дороже
собранных на тех же чипах, но непонятно где (где именно, вам
продавец не ответит). В зависимости от количества денег, выбирайте
между брэнд-модулями и модулями на чипах брэндов – это разные вещи,
хотя часто (почти всегда ), вторые выдаются продавцами за
первые.
Бегите прочь от модулей, на которых стоят чипы
неизвестного производителя.
В качестве брэндов упомяну – Infenion, Micron, NEC,
Hyundai, Samsung (торговая марка SEC). Заранее обговорите гарантию,
и если вы не уверены, что проблемный модуль вам продавец без проблем
поменяет, вычеркните эту контору из головы и никогда больше туда не
ходите. Если имеются вопросы, загляните сюда.
Жесткий диск
Сразу скажу, что стоимость одного мегабайта на винте
уменьшается с ростом объема диска. Однако это не значит, что надо
покупать максимально большие диски . На сегодняшний день, наиболее
разумный компромисс между ценой и объемом, представляют 15-20 GB
винты, стоимостью от 90 до 110$. Для mid-end можно порекомендовать
IBM DTLA 305020, как самый быстрый в этом классе. Для low-end/
mid-end - Fujitsu MPF3153 AT и MPF3204 AT – одни из самых недорогих,
надежных и тихих винтов.
Немного об « UDMA 66». Все современные жесткие диски
поддерживают этот протокол, однако, реально он имеет
преимущества лишь в самых быстрых дисках, со скоростью вращения
шпинделя 7200об. мин. и 2-х мегабайтовым кешем, да и то не у всех.
Для его реализации вам понадобится контроллер с поддержкой этого
протокола – внешний, в случае материнской платы на BX/ ZX (например,
Promise U66) или встроенный, в случае VIA Apollo133 A, i810/ i815/
i820. Один из самых быстрых IDE HDD – IBM DTLA 307020, к нему, в
обязательном порядке, рекомендуется UDMA66-контролер (иначе, зачем
платить за винт такие деньги?).
К более «простым» винтам, рассмотренным в начале,
(5400 rpm/512 KB буфер), покупка внешнего U66-контролера не
оправданна, поскольку не дает сколько бы то ни было значительного
прироста в производительности…
CD-ROM
Скорости современных приводов уже давно перешагнули
потребности в них. Пиковая скорость чтения на внешних дорожках уже
перевалила за 50 x. Но это как раз тот случай, когда быстрее – не
значит лучше. Обратная сторона такой скорости – сильная вибрация
диска, а следовательно - шум, а так же понижение надежности самого
привода. Кроме того, некоторые винты (например, Quantum FireBall EX
3.2/ST 3.2A/lst 15), имея рядом с собой такие "сверхзвуковые"
сидиромы, могут сбоить от вибрации. К сожалению, более
низкоскоростные модели уже исчезли с рынка, и выбирать придется из
того, что есть. Конкретные рекомендации здесь дать очень сложно,
поэтому зайдите сюда, где собрана некоторая статистика отзывов о
конкретных приводах. Обязательно обговорите манибэк при покупке,
если «акустические характеристики», или какие-либо другие параметры
купленного привода вас не устроят (подсказываю – читаемость
старых/левых/китайских CD).
Звук
Не покупайте дешевых ISA-шных карт. Разница в цене
между ними и дешевыми PCI минимальна, но первые очень посредственно
проигрывают миди и имеют плохие характеристики, в частности,
соотношение сигнал/шум около 55дБ. Для сравнения - у компакт-диск
плэйеров это соотношение 98дБ, а у современных PCI-аудио - около
94дБ. Кроме того, многие ISA-шные карты отъедают приличную часть
ресурсов CPU и могут стать невидимым тормозом вашей системы в играх.
Итак, покупаем PCI- Sound.
Цены на звуковые карты уже давно прилично упали
и нормальную PCI-карту можно купить баксов за 15. Здесь выбор такой
– карты на чипах Vortex 8810 и 8820, причем первые лучше,
поскольку являются урезанными вариантами своего старшего брата
Vortex AU-8830 и поддерживают аппаратный 3 D-звук A3 D2.0. 8820 –
имеет поддержку A3 D 1.0. Звучание миди у этих карт относительно
хорошее (особенно относительно FM-синтеза ISA-шных SoundBlaster-ов и
ESS ). Ну, и еще один кандидат в этом ценовом диапазоне (мы говорим
о lowend) это PCI-ные карты на чипах Yamaha 7 x4, у которых стоит
отметить отличное звучание миди. К сожалению, к нам везут только
«желтые ямахи» неизвестных китайских друзей, но если постараться,
можно найти и приличные карты Genius и A- Trend.
Если вы всерьез интересуетесь 3 D-звуком в современных
играх, вам стоит рассмотреть более дорогие карты на чипах EMU10 K1 (
Creative SB> Live!) и AU-8830 ( Vortex 8830), причем последняя
может заинтересовать именно более низкой ценой (например,
Diamond> Monster> Sound> MX300 – 35$) но поскольку фирма
Aureal , производящая чипсеты для этих карт, накрылась, то
новых драйверов ждать уже не приходится. По той же причине, я не
советую рассматривать более дорогие варианты карт на чипах Aureal –
Vortex2 SuperQuad – это отличные карты за приличную (около 50$)
цену, но ситуация с драйверами неясна, да и судьба A3 D –
туманна, поэтому советую остановить свой выбор на картах
Creative SB> Live! Value за те же 50$ - аппаратный 3 D-звук EAX и
лучшее, нежели у карт Aureal, качество звучания миди.
Колонки
К сожалению, хорошие колонки весьма дороги - 80$ и
выше (причем с упором на выше ), а low-end сведет на нет
преимущества хорошей звуковой карты. Выбор за вами - зайдите в
компьютерный салон, где есть возможность прослушать по очереди
несколько пар колонок (для этого, в хороших магазинах, имеются
специальные стенды). Как альтернативу активным колонкам, можно
попробовать отечественный усилитель высшего класса и отечественные
же колонки (возможно, он у вас пылиться в шкафу, с тех пор как вы
изменили ему с импортным Хай-Фаем). Еще одна альтернатива
«компьютерным колонкам» - высококачественные наушники. Пробуйте!
Модем
Модем – одно из немногих устройств, которое не
нуждается в постоянной модернизации. Скорость ограничивается
возможностями вашей АТС и провайдера. Купите один раз хороший модем,
и он будет радовать вас много лет, если… опять об ISA. Шина
отмирает, многие новые платы уже «обходятся» без нее. ISA-шный модем
неперспективен, если брать в расчет дальнейшие модернизации вашего
ПК. Может случиться так, что вам в будущем придется апгрейдить
полностью устраивающий вас модем только потому, что через год-два вы
не сможете найти устраивающую вас плату «с ISA». С другой стороны,
распространенные сейчас, так называемые WinModem-ы, для шины PCI,
тоже не удобны - они не работают в DOS, отъедают драгоценные ресурсы
CPU и вообще, стабильности системе не добавляют. Модемы для шины USB
– все еще весьма дороги. На долгосрочную перспективу, можно
посоветовать купить внешний модем, подключаемый к одному из
COM-портов. Модем лучше брать стандарта V.90, который поддерживается
многими провайдерами и обеспечит вам максимальную скорость до 56 K.
Но это теоретически. На практике, если ваша АТС шаговая или
шагово-координатная, вам преимуществ V.90 не ощутить, здесь
«обычный» Sportster 33.6 по стандарту V.34, вероятно будет пределом
возможностей вашей линии (он, к слову, стоит баксов на 20 дешевле
своего старшего брата 56K V.90). Многие модемы обладают функциями
автоответчика и определителя номера, полезность этих функций, для
модема, сомнительна (реально их никто не использует ), тем не менее,
такой модем стоит долларов на 10 дороже аналогичного “не Voice” -
решайте сами.
Модемы 3 COM (также известные как USRobotics) Courier
– у нас считаются Хай-Эндом (из-за цены). Если у вас есть деньги
(180$) и у вас плохая линия – это ваш выбор. На хороших линиях, или
ночью, когда загрузка ATC невелика, особой разницы между Sportster и
Courier не будет, но на плохой, зашумленной (особенно днем),
последний намного лучше держит связь…
Видео
Вот мы и добрались до самого интересного. Выбор
видеокарты напрямую зависит от того, что вы, в конце концов,
собираетесь собрать или уже имеете.
Для самых стойких бойцов, держащих оборону на машинах
типа P133...166/32 MB можно посоветовать не
разбрасываться деньгами и либо вообще отказаться от 3D, либо купить
максимально разумный Monster3 D 4 MB, бывший в употреблении. Неплохо
пойдут игры 97…98гг и некоторое время вы будете счастливы, как
ребенок . Ничего дороже, для этих машин, покупать не стоит: если
хотите играть в новые игрушки - копите на апгрейд.
P166 ( MMX)/ P200 ( MMX)/233 MMX и
оверклоченных еще выше, максимальное быстродействие по
минимальной цене обеспечат Voodoo2 или Banshee. В случае P166,
разница между VoodooGraphics и Voodoo2/ Banshee около 30-35%. Можно
сносно играть в игры 99-го года, но здесь еще одно условие –
минимальный размер ОЗУ – 64 MB. В противном случае HL,
Unreal, Sin и многие другие игры, будут просто неиграбельны по
причине постоянного свопа.
PII233... PII333/ Celeron 266 (и
o/ c> to 400)/ Celeron300A/333MHz (
not> o/ c) (минимальный размер ОЗУ – 64 MB)
– Voodoo2, Velocity 100, TNT, TNT2 M64, Savage4 карты, причем,
V2 и V100, в ряде случаев, могут оказаться сильно предпочтительнее
конкурентов (автогонки NFS, Unreal и игры на его движке). Разница в
скорости, например, на картах V2 и TNT, в низком (640х480)
разрешении, в таких играх может достигать 30%, а это
достаточно сильно отразится на играбельности, поскольку системы
недостаточно мощны, чтобы обеспечить приличный запас по минимальному
fps и эту разницу (30%) вы обязательно почувствуете. V2 проиграет
конкурентам в старых D3 D-играх, однако не настолько, чтобы
жаловаться на скорость.
Карты следующего поколения ( V3/ TNT2/ G400) на
подобные системы ставить не стоит. Разница в скорости между ними и
рассмотренными выше картами предыдущего поколения будет невелика, а
вот разница в цене… Однако, если вы собираетесь в ближайшее время
модернизировать свою систему до рассмотренного ниже уровня, или если
разница в цене вам кажется несущественной, тогда, безусловно, вам
стоит рассмотреть именно эти карты.
PII/ PIII/ Celeron 400-550 MHz
(включая варианты о/ c до аналогичных частот) (минимальный
размер ОЗУ - 64МБ, настоятельно рекомендуемый - 128 MB) -
Voodoo3 2000/3000, TNT2/ TNT2 Pro/ TNT2 Ultra, Matrox G400, Savage
2000. Хорошо пойдут самые последние игры в разрешениях 800х600х32,
1024х768х16 и 1024х768х32 (последнее разрешение будет играбельно
далеко не во всех играх).
На 500-550 MHz CPU лучше GF256 DDR (180$), или
«удешевленные» варианты - GF256 SDR или GF2 MX (135$) – в
1024х768х32 играбельно подавляющее большинство самых последних
игр.
В случае нехватки денег – Velocity 100 или TNT2
M64.
PIII600/ Celeron 566 o/ c 850
MHz> (минимальный размер ОЗУ - 128 MB) – только GF256
DDR. Удешевленные варианты - GF256 SDR и GF2 MX - только при острой
нехватке 50$.
PIII733 MHz или o/ c до аналогичных частот и
выше – GF2 GTS или V5500 – оба для реализации своего потенциала
требуют быстрого процессора и больших капиталовложений . V5500 –
только для богатых любителей Unreal/ Unreal Tournament – карта в
этих играх вне конкуренции. В остальных играх, он может
конкурировать только с GF256 DDR с переменным успехом.
Ну, и наконец, чтобы дать наиболее полное
представление, немного о каждом рассмотренном чипсете:
Voodoo> Graphics (также известный как
Voodoo1) – Революционный для своего времени чип, сейчас безнадежно
устарел. Максимальное разрешение 640х480, не поддерживаются многие
графические фичи. Современные игрушки тянет с большими
тормозами.
Voodoo2 – при наличии относительно быстрого
процессора, хорошо идут самые современные Glide-игрушки (Включая UT
и NFS HS). Качество графики – приемлемое, если не считать некоторого
замыливания 3 D-картинки и остальных недостатков (16 бит цвет, не
так хорош как у V3 и текстуры 256 x256). Вариант установки двух карт
( SLI) сейчас рассматривать не стоит, ввиду наличия более
дешевой альтернативы - V3 2000, имеющего аналогичную
производительность, дающего более качественную картинку в 3 D, не
портящего 2 D-изображения вашей карте, основной и все еще актуальный
для 3 dfx в плане выпуска новых драйверов.
Voodoo> Banshee – Вторая попытка 3 dfx (на
этот раз удачная) интегрировать 2D и 3 D в одной карте (первой
попыткой был Voodoo Rush, здесь не рассмотренный по причине
тормознутости, в сравнении с VoodooGraphics, и плохой совместимости
с Glide-играми). Banshee – урезанная версия V2 – 1 TMU – отсутствие
мультитекстурирования. В современных играх чувствует себя плохо, но
Анриалы тянет сносно (хотя для этого нужен мощный CPU, на который
ставить Banshee не рекомендуется, ввиду наличия более быстрых
альтернатив вроде V2 и Velocity100). «Глайдсовместимость» - хуже,
чем у V2.
Voodoo3 – любителям Unreal/ UT – рекомендуется.
В этих играх валит конкурентов как по скорости, так и по качеству
изображения. В остальных – рядовая карта, в своем поколении, с
большими недостатками (отсутствие 32бит цвета и текстур больше
256х256).
Velocity 100 – урезанный вариант V3 – всего 8
MB и отсутствие мультитекстурирования в Glide/ OpenGL-играх.
Последний недостаток практически на всех картах Velocity100,
можно исправить программно, включив второй TMU в реестре Windows.
Имеет все достоинства и недостатки V3, но по причине малого объема
памяти, рабочее 3 D-разрешение в большинстве игр – 800х600. Может
испытывать большие проблемы в играх избалованными текстурами
(например, Freespace 2). Карта часто некорректно именуется в прайсах
как V3 2000 8 MB.
Voodoo 5500 – карта сочетает высокую цену и
относительно низкую скорость, в сравнении с конкурентами. Наконец
поддерживает 32бит цвет и текстуры больше 256х256. Ключевая
особенность – FSAA лучшего, нежели у карт на чипах GeForce,
качества. AGP-вариант карты имеет на борту 64 MB памяти, которые
реально эквиваленты чуть больше 32 MB одночиповой карты, поскольку
все текстуры дублируются в памяти для каждого из двух чипов
VSA-100 и например, в 1024х768х32, эффективный размер ОЗУ (вместе с
фрейм-буфером) составляет 38 MB. В Unreal/ UT карта бьет всех,
включая GF2 GTS, в остальных же играх может конкурировать только с
GF256 DDR с попеременным успехом.
Savage4/ Pro – малая
процессорозависимость (плохая масштабируемость?). Поддержка
фирменной компрессии текстур S3 TC облегчает работу с большими
текстурами. Поддержка API MeTaL – позволяет использовать второй диск
UT с большими текстурами. В результате, в этой игре, по качеству
бьет Glide и требует много оперативной памяти (>128 MB в этом
случае). В остальном, требования к памяти умеренные. Кривые
драйверы, компенсируемые «прямыми руками» владельца. D3 D - слабое
место.
Savage 2000 – все, что сказано о S4, верно и
для S2 K, со следующими поправками: S2 K - первый GPU-чип. Блок
HW> T& L – медленный, часто программный T& L оказывается
быстрее. Драйверы ровнее, чем у S4 , тем не менее, прямые руки –
требуются. Наличие альтернативы, в виде GF> SDR и GF2 MX,
лишенных этих недостатков, делает покупку S2 K бессмысленной.
Matrox G400 – эталон качества 2 D. До недавнего
времени, у Матрокс были проблемы с написанием OpenGL ICD драйвера
для этой карты (эта их вечная проблема, еще со времен G200 ge:,
сейчас решена). По фичам превосходит все ускорители в своем классе.
Кроме «стандартных» - 32бит цвет, большие текстуры, имеет
трилинейную фильтрацию одновременно с мультитекстурированием и EMBM.
Это конечно не бесплатно (-25% скорости за каждую из этих
двух фич, но красиво, особенно EMBM).
TNT – в прошлом - V2-убийца, во многом
состоявшийся. Сейчас устарел, но при наличии соответствующего
процессора, позволит вам прилично играть даже в современные игры, в
разрешениях 640х480х32 или 800х600х16.
Vanta/ TNT2 M64 – альтернатива
TNT.
Vanta (100 MHz> core/125 MHz mem), чуть медленнее
TNT на этих частотах, M64 (125 core/150 mem) – чуть быстрее. Оба
чипа – урезанные варианты TNT2, (у обоих 128-бит ядро и
64-бит доступ к памяти, в отличие от TNT2, у которой и ядро и доступ
к памяти – 128-бит) В принципе, Vanta и M64 - один и тот же чип,
тактуемый на разных частотах, но M64-карты обычно лучше разгоняются
(на них ставят лучшую память, чем на Vanta) и, например, на частотах
150 core/200 mem, M64 уже почти выходит на уровень TNT2 (125
core/150 mem). Здесь главное, чтобы память погналась хорошо (чипы
M64 обычно гонятся до 150 без проблем).
TNT2/ TNT2 Pro/ TNT2 Ultra
– Разница между TNT2 и Ultra только в частоте чипа: 125 MHz – TNT2 и
150 MHz – Ultra. Никаких других отличий в чипах нет (т.е., если
провести аналогию с CPU - это как Celeron 366 и Celeron 400). Нюансы
в разгоне этих чипов – TNT2 с вероятностью 99% погонится до 150 MHz
(частота Ultra), или даже до 160-170, но не выше. Ultra на 99%
погонится до 180-185 MHz. Кроме того, на эти чипы ставят память с
разным временем доступа, работающую на разных частотах – 7-6 ns на
TNT2 (143-150 MHz) и 5.5 ns на Ultra (183 MHz). Последняя, конечно,
и гонится лучше – обычно это отличная 5.5 ns память, работающая на
частотах до 235 MHz. В случае TNT2 6 ns, наиболее вероятный разгон -
200 MHz («плюс-минус трамвайная остановка», зависит от конкретной
памяти).
TNT2 Pro (также известный как TNT2- A) – тот же TNT2,
единственным отличием которого является более тонкий тех. процесс –
0.22мкм (у TNT2 и Ultra – 0.25мкм) и более высокая частота – 143
MHz. Pro - лучше разгоняется, в сравнении с TNT2. Первую, с большой
долей вероятности, удастся погнать до 180-185 MHz (как и Ультру). С
памятью сложнее – дефолтная частота для памяти Pro – 166 MHz – это
значит, честный производитель поставит 6 ns память. Но noname могут
ставить чего угодно, а например у Asus встречается и 5.5 ns память
на этих картах и гонится до 210-220 MHz – это чуть меньше, чем
возможности разгона Ultra (видимо, на Pro ставят недостаточно
«отличную» 5.5 ns-память ), но Pro всегда предпочтительнее Ultra.
Почему? Цена! Чип Pro> nVidia выкатила на замену обычному TNT2 и
разницы в цене карт, на обычном TNT2 и TNT2 Pro – нет. Более того,
некоторые производители, вообще не афишировали переход линейки своих
TNT2-карт на новый чип. Ultra же, всегда стоила дороже.
Здесь необходимо отметить, что все указанные отличия
верны только для карт бранд-нэйм производителей. Нонэйм (noname)
ведет себя непредсказуемо и может ставить память с любым временем
доступа на любую карту и даже ставить чипы TNT2 на карты Ultra и 6-7
ns память ... практически официально разгоняя ядро и память .
GF256 SDR/ DDR – Второй в истории
GPU-чип (был объявлен на день позже Savage2000, но с гораздо большей
рекламной шумихой). Карты с памятью SDR – несбалансированны с точки
зрения производительности чипа-памяти, поэтому ключевым моментом
выбора является именно разгоняемость памяти на той или иной карте.
Тем не менее, даже без разгона, в большинстве случаев SDR раза в
полтора быстрее, чем TNT2 Ultra.
GF> DDR – лишен этого недостатка (пропускная
способность памяти в два раза выше, чем у первого варианта и она не
является «бутылочным горлышком»). Из ключевых особенностей, влияющих
на качество картинки, в сравнении с линейкой TNT, стоит отметить
поддержку ДжиФорсами FSAA, трилинейной (и анизотропной) фильтрации
одновременно с мультитекстурированием, а также компрессию текстур S3
TC/ DXTC.
GF2 GTS – Основными особенностями GTS, в
сравнении с GF256, является более быстрый блок аппаратного расчета
T&L, наличие двух блоков текстурирования в каждом из
четырех конвейеров, т.е. при наложении двух текстур скорость (
fillrate) не падает – мультитекстурирование бесплатное. Также стоит
отметить анизотропную фильтрацию по 16-ти сэмплам (у GF256 по 8-ми).
Благодаря новому HDTV-процессору, улучшено воспроизведение цифрового
видео. Подробнее спецификации см. в этой
таблице.
GF2 MX – Значительно урезанный (и
одновременно улучшенный) вариант предыдущего чипа – всего два
конвейера с двумя текстурными блоками в каждом, поддержка памяти
128-бит SDR (или 64-бит DDR), которая, как и в случае GF256 SDR,
является «бутылочным горлышком». Рабочая частота ядра - 175 MHz
(против 200 MHz у GTS).
Улучшения коснулись в основном 2 D-части – в первую
очередь это технология «TwinView» - возможность вывода изображения
одновременно на два монитора (или монитор и телевизор).
Также отмечу технологию DVC ( Digital> Vibrance
Control) – поддержка постоянной и регулируемой гаммы во всех
видеорежимах, можно забыть о темноте в некоторых играх; также это
касается и качества воспроизведения DVD-видео. Производительность
чуть выше, чем у GF256 SDR.
Итак, я рассмотрел все основные компоненты системы,
которые влияют на производительность и которые, для поддержания
компьютера на приемлемом уровне, требуют периодического апгрейда.
Надеюсь, что этот материал поможет вам в столь нелёгком деле –
выбрать правильно, что сперва менять и на что…
andser, МИР NVidia
Благодарность Bishop, и Quaz за активное
сотрудничество. |