Апгрейды, которые мы выбираем...  о Socket7
            В этой статье я хочу остановиться на вопросах, которые 
            рано или поздно, начинают интересовать любого владельца 
            персонального компьютера, а именно - апгрейде вообще и, игрового 
            компьютера в частности. Если ваша крутейшая тачка, купленная пару 
            лет назад за штуку с лишним баксов, на которой вы прошли Q2 и т.п., 
            нещадно тормозит в Q3, NFS 5, UT, можете не сомневаться – он пришел, 
            великий и ужасный, дорогой и неотвратимый АПГРЕЙД. Сделать его 
            грамотно, особенно если он для вас первый, или вы не очень близко 
            знакомы с ПК – задача сложная, но цель этой статьи помочь вам 
            совершить минимальное количество ошибок в выборе. 
            Итак, какую цель мы ставим. Повышение 
            производительности? Конечно! Но давайте определимся, что это 
            подразумевает. Компьютер - это не просто ускоритель или процессор, 
            работающие независимо друг от друга, поэтому целью модернизации 
            следует ставить устранение узких мест во взаимодействии всех 
            подсистем. Т.е. речь я поведу о сбалансированности в целом, ибо 
            именно она – залог того, что деньги будут потрачены не впустую и вы 
            сможете наслаждаться новыми играми еще целый год.  
            Материнская плата  
            Плата в большой степени, определяет конфигурацию ПК, 
            как на момент ее покупки, так и последующих модернизациях. Выбор 
            очень велик и это составляет определенную трудность, поэтому надо 
            определиться, от чего будем плясать - круг сузится, и выбирать будет 
            легче. 
            Для апгрейда старых ПК в корпусе AT , основным 
            критерием будет форм-фактор платы – Baby AT. Здесь выбор не так 
            велик, я знаю несколько приличных плат – 
            ZB370 (-отсутствует аппаратный мониторинг), 
 
            Asus B (-отсутствует возможность изменять 
            Vcore),  
            Asus B (-отсутствует возможность изменять 
            Vcore),  
            Asus P2-99B (-отсутствует возможность изменять 
            Vcore и аппаратный мониторинг)  
            В остальном, эти платы аналогичны по возможностям 
            (PCI/2ISA/3DIMM). 
            Если вы имеете современный ATX корпус, то вам сложнее, 
            но думаю, стоит плясать от процессора. Споры Intel vs. AMD уже всех 
            достали, но тем не менее, я выскажу свое мнение – системы на AMD, 
            потенциально более геморройны (ну, или имеют нюансы в настройке - 
            кому как ближе ) и если вы с компьютером «на вы» - оставьте эту 
            идею. Ориентируйтесь на Intel. Итак, осталось выбрать чипсет. Опять 
            « vs.» - VIA vs. Intel - здесь сложно что-либо посоветовать. Чипсеты 
            VIA имеют более широкие возможности, чем интеловский BX, но они 
            несколько медленнее работают как с памятью, так и с жестким диском, 
            AGP… в результате, необходимость этих широких возможностей, вызывает 
            сомнения. Однако, одной из важнейших особенностей VIA (чипсет VIA 
            Apollo 133 A) является наличие делителя 1:2 для шины AGP 
            относительно FSB, что гарантирует беспроблемную работу абсолютно 
            любых AGP-видеокарт с процессорами PIII на частоте FSB 133 MHz. Если 
            в ваших планах есть покупка такого процессора (маркируется как « 
            EB») , подумайте о VIA, в противном случае, для mid- end системы, 
            берите платы на интеловских чипсетах BX/ ZX (основное отличие между 
            ними – количество слотов для модулей памяти и PCI, а также 
            ограничение максимального размера ОЗУ - 256 MB для ZX). Если вашей 
            целью является недорогой компьютер для « Internet и Office» , 
            обратите внимание на платы на чипсете i810 E – это интегрированное 
            решение имеет на своем борту встроенные видео и звук, но эта 
            «интегрированность» имеет недостатки – прежде всего, встроенное 
            видео – исключает установку нормальной AGP-видеокарты, если 
            производительность встроенной вас не устраивает (есть возможность 
            установить PCI-видео) и низкая скорость работы с памятью (для 
            указанных задач это некритично). 
            Если вы ориентируетесь на максимальную 
            производительность и возможности, а цена имеет второстепенное 
            значение, то платы на i815 E – ваш выбор. 
            Следует определиться для себя, какие возможности 
            критичны для вас. Для разгона – обязательное требование к плате - 
            возможность поднятия напряжения на ядре процессора ( Vcore) и на 
            память, чипсет и AGP ( VIO), а также наличие аппаратного мониторинга 
            температуры CPU – без этого вы потом можете кусать себе локти, когда 
            ваш ДжиФорс будет сбоить и вы вынуждены будете купить новый блок 
            питания, или когда ваш Селерон не погонится так, как должен …  
            Процессор  
            Для простых и недорогих систем, лучше выбрать Celeron 
            466 или (чуть дороже), 533 A (или 566). Последние два имеют 
            «дополнительные возможности по увеличению производительности» © 
            Intel. 
            Эти процессоры (даже без разгона) неплохо справятся с 
            современными игрушками и бизнес-приложениями. 
            Mid-end – это конечно младшие Coppermine. PIII 
            Coppermine бываю разные - работающие на частоте FSB 100 и 133 MHz 
            (маркировка последних имеет индекс «В». Индекс «Е» обозначает ядро 
            Coppermine). Выбор здесь затрагивает вопрос, будем гнать процессор 
            или нет. Mid- end «с разгоном» - это 500 E-550 E – быстро и цена 
            приемлемая. После их разгона (500>700 и 550>733) – выходим на 
            уровень high- end. 
            High-end – Coppermine 733EB и выше. Обычно, в этом 
            классе, разгон приносится в жертву надежности. 
            Процессоры AMD K6-2 идеально подходят для апгрейда 
            «малой кровью» старых Socket-7 систем. Если у вас совсем немного 
            денег и ваша материнская плата поддерживает старшие K6-2 – это 
            лучший выбор. Новую систему (особенно «игровую»), собирать на 
            Socket-7 не стоит, платформа страшно устарела и ее несколько более 
            низкая цена (в сравнении с аналогичной системой на Celeron) 
            обернется в ближайшем будущем большими тратами при следующей 
            модернизации. Довольно выгодно собрать mid- end – систему, на AMD 
            Athlon 500-600 MHz. Она выйдет, вместе с приличной платой Asus K7 M 
            ( K7 V), примерно долларов на 80 дешевле аналогичной на Coppermine 
            500-600 и, скажем, Asus P3 B- F... правда, у систем на Атлонах 
            перспектив на дальнейший апгрейд CPU практически нет (переходники 
            SlotA> SocketA – редкость, а их совместимость с конкретными 
            платами - под вопросом). 
            Процессоры AMD> Duron здесь я рассматривать не буду 
            по простой причине – недостаточный выбор недорогих материнских плат 
            и … CPU- Duron кулеров! Устанавливая первый попавшийся S370-кулер на 
            Duron, вы рискуете либо раздавить упаковку кристалла чрезмерным 
            усилием, либо наоборот, не обеспечить должного прилегания радиатора 
            к кристаллу, то есть рискуете сжечь последний. Впрочем, энтузиастов 
            это, конечно, не остановит, они без проблем поковыряют Атлон 
            паяльником, разрисуют Дурон карандашом и будут … правы, но эта 
            статья не для них …  
            Память  
            Один из важных факторов, явно не оказывающий влияние 
            на производительность, но на деле сильно влияющий на комфортность 
            работы в целом и, в особо запущенных случаях (32МБ и меньше), 
            влияющий даже на повседневную работу в ОС. Нехватка памяти может 
            свести на нет все ваши капиталовложения, в новый процессор или 
            графическую карту. Определить ее достаточно просто – если во время 
            игры у вас происходят периодические затыки, сопровождающиеся 
            жужжанием жесткого диска, вам ее не хватает и будь у вас хоть трижды 
            навороченный акселератор и гигагерцовый пентиум III, вам не видать 
            комфортной игры. Итак, минимальным объемом, необходимым для 
            современных игр, я считаю 64 MB, и это действительно минимум. 
            Он позволяет сносно играть в современные игры при средней 
            графической детализации, но не исключает своп целиком, вне 
            зависимости от остальных компонентов компьютера. 128MB на данный 
            момент позволят вам забыть о свопе на ближайшее время (рискну 
            предположить, что на год). К вопросу покупки следует относиться 
            внимательно и не покупать модули сомнительного производства, 
            некачественный модуль, на чипах неизвестного производителя, может 
            попортить вам много крови. С другой стороны, советовать модули, 
            произведенные брэндами на своих же чипах, тоже грешно. «А ты знаешь, 
            сколько они стоят?» - скажете вы. Знаю . Процентов на 20 дороже 
            собранных на тех же чипах, но непонятно где (где именно, вам 
            продавец не ответит). В зависимости от количества денег, выбирайте 
            между брэнд-модулями и модулями на чипах брэндов – это разные вещи, 
            хотя часто (почти всегда ), вторые выдаются продавцами за 
первые. 
            Бегите прочь от модулей, на которых стоят чипы 
            неизвестного производителя. 
            В качестве брэндов упомяну – Infenion, Micron, NEC, 
            Hyundai, Samsung (торговая марка SEC). Заранее обговорите гарантию, 
            и если вы не уверены, что проблемный модуль вам продавец без проблем 
            поменяет, вычеркните эту контору из головы и никогда больше туда не 
            ходите. Если имеются вопросы, загляните сюда. 
              
               
            Жесткий диск  
            Сразу скажу, что стоимость одного мегабайта на винте 
            уменьшается с ростом объема диска. Однако это не значит, что надо 
            покупать максимально большие диски . На сегодняшний день, наиболее 
            разумный компромисс между ценой и объемом, представляют 15-20 GB 
            винты, стоимостью от 90 до 110$. Для mid-end можно порекомендовать 
            IBM DTLA 305020, как самый быстрый в этом классе. Для low-end/ 
            mid-end - Fujitsu MPF3153 AT и MPF3204 AT – одни из самых недорогих, 
            надежных и тихих винтов. 
            Немного об « UDMA 66». Все современные жесткие диски 
            поддерживают этот протокол, однако, реально он имеет 
            преимущества лишь в самых быстрых дисках, со скоростью вращения 
            шпинделя 7200об. мин. и 2-х мегабайтовым кешем, да и то не у всех. 
            Для его реализации вам понадобится контроллер с поддержкой этого 
            протокола – внешний, в случае материнской платы на BX/ ZX (например, 
            Promise U66) или встроенный, в случае VIA Apollo133 A, i810/ i815/ 
            i820. Один из самых быстрых IDE HDD – IBM DTLA 307020, к нему, в 
            обязательном порядке, рекомендуется UDMA66-контролер (иначе, зачем 
            платить за винт такие деньги?). 
            К более «простым» винтам, рассмотренным в начале, 
            (5400 rpm/512 KB буфер), покупка внешнего U66-контролера не 
            оправданна, поскольку не дает сколько бы то ни было значительного 
            прироста в производительности…  
            CD-ROM  
            Скорости современных приводов уже давно перешагнули 
            потребности в них. Пиковая скорость чтения на внешних дорожках уже 
            перевалила за 50 x. Но это как раз тот случай, когда быстрее – не 
            значит лучше. Обратная сторона такой скорости – сильная вибрация 
            диска, а следовательно - шум, а так же понижение надежности самого 
            привода. Кроме того, некоторые винты (например, Quantum FireBall EX 
            3.2/ST 3.2A/lst 15), имея рядом с собой такие "сверхзвуковые" 
            сидиромы, могут сбоить от вибрации. К сожалению, более 
            низкоскоростные модели уже исчезли с рынка, и выбирать придется из 
            того, что есть. Конкретные рекомендации здесь дать очень сложно, 
            поэтому зайдите сюда, где собрана некоторая статистика отзывов о 
            конкретных приводах. Обязательно обговорите манибэк при покупке, 
            если «акустические характеристики», или какие-либо другие параметры 
            купленного привода вас не устроят (подсказываю – читаемость 
            старых/левых/китайских CD).  
            Звук  
            Не покупайте дешевых ISA-шных карт. Разница в цене 
            между ними и дешевыми PCI минимальна, но первые очень посредственно 
            проигрывают миди и имеют плохие характеристики, в частности, 
            соотношение сигнал/шум около 55дБ. Для сравнения - у компакт-диск 
            плэйеров это соотношение 98дБ, а у современных PCI-аудио - около 
            94дБ. Кроме того, многие ISA-шные карты отъедают приличную часть 
            ресурсов CPU и могут стать невидимым тормозом вашей системы в играх. 
            Итак, покупаем PCI- Sound. 
             Цены на звуковые карты уже давно прилично упали 
            и нормальную PCI-карту можно купить баксов за 15. Здесь выбор такой 
            – карты на чипах Vortex 8810 и 8820, причем первые лучше, 
            поскольку являются урезанными вариантами своего старшего брата 
            Vortex AU-8830 и поддерживают аппаратный 3 D-звук A3 D2.0. 8820 – 
            имеет поддержку A3 D 1.0. Звучание миди у этих карт относительно 
            хорошее (особенно относительно FM-синтеза ISA-шных SoundBlaster-ов и 
            ESS ). Ну, и еще один кандидат в этом ценовом диапазоне (мы говорим 
            о lowend) это PCI-ные карты на чипах Yamaha 7 x4, у которых стоит 
            отметить отличное звучание миди. К сожалению, к нам везут только 
            «желтые ямахи» неизвестных китайских друзей, но если постараться, 
            можно найти и приличные карты Genius и A- Trend. 
            Если вы всерьез интересуетесь 3 D-звуком в современных 
            играх, вам стоит рассмотреть более дорогие карты на чипах EMU10 K1 ( 
            Creative SB> Live!) и AU-8830 ( Vortex 8830), причем последняя 
            может заинтересовать именно более низкой ценой (например, 
            Diamond> Monster> Sound> MX300 – 35$) но поскольку фирма 
            Aureal , производящая чипсеты для этих карт, накрылась, то 
            новых драйверов ждать уже не приходится. По той же причине, я не 
            советую рассматривать более дорогие варианты карт на чипах Aureal – 
            Vortex2 SuperQuad – это отличные карты за приличную (около 50$) 
            цену, но ситуация с драйверами неясна, да и судьба A3 D – 
             туманна, поэтому советую остановить свой выбор на картах 
            Creative SB> Live! Value за те же 50$ - аппаратный 3 D-звук EAX и 
            лучшее, нежели у карт Aureal, качество звучания миди.  
            Колонки  
            К сожалению, хорошие колонки весьма дороги - 80$ и 
            выше (причем с упором на выше ), а low-end сведет на нет 
            преимущества хорошей звуковой карты. Выбор за вами - зайдите в 
            компьютерный салон, где есть возможность прослушать по очереди 
            несколько пар колонок (для этого, в хороших магазинах, имеются 
            специальные стенды). Как альтернативу активным колонкам, можно 
            попробовать отечественный усилитель высшего класса и отечественные 
            же колонки (возможно, он у вас пылиться в шкафу, с тех пор как вы 
            изменили ему с импортным Хай-Фаем). Еще одна альтернатива 
            «компьютерным колонкам» - высококачественные наушники. Пробуйте! 
            Модем  
            Модем – одно из немногих устройств, которое не 
            нуждается в постоянной модернизации. Скорость ограничивается 
            возможностями вашей АТС и провайдера. Купите один раз хороший модем, 
            и он будет радовать вас много лет, если… опять об ISA. Шина 
            отмирает, многие новые платы уже «обходятся» без нее. ISA-шный модем 
            неперспективен, если брать в расчет дальнейшие модернизации вашего 
            ПК. Может случиться так, что вам в будущем придется апгрейдить 
            полностью устраивающий вас модем только потому, что через год-два вы 
            не сможете найти устраивающую вас плату «с ISA». С другой стороны, 
            распространенные сейчас, так называемые WinModem-ы, для шины PCI, 
            тоже не удобны - они не работают в DOS, отъедают драгоценные ресурсы 
            CPU и вообще, стабильности системе не добавляют. Модемы для шины USB 
            – все еще весьма дороги. На долгосрочную перспективу, можно 
            посоветовать купить внешний модем, подключаемый к одному из 
            COM-портов. Модем лучше брать стандарта V.90, который поддерживается 
            многими провайдерами и обеспечит вам максимальную скорость до 56 K. 
            Но это теоретически. На практике, если ваша АТС шаговая или 
            шагово-координатная, вам преимуществ V.90 не ощутить, здесь 
            «обычный» Sportster 33.6 по стандарту V.34, вероятно будет пределом 
            возможностей вашей линии (он, к слову, стоит баксов на 20 дешевле 
            своего старшего брата 56K V.90). Многие модемы обладают функциями 
            автоответчика и определителя номера, полезность этих функций, для 
            модема, сомнительна (реально их никто не использует ), тем не менее, 
            такой модем стоит долларов на 10 дороже аналогичного “не Voice” - 
            решайте сами. 
            Модемы 3 COM (также известные как USRobotics) Courier 
            – у нас считаются Хай-Эндом (из-за цены). Если у вас есть деньги 
            (180$) и у вас плохая линия – это ваш выбор. На хороших линиях, или 
            ночью, когда загрузка ATC невелика, особой разницы между Sportster и 
            Courier не будет, но на плохой, зашумленной (особенно днем), 
            последний намного лучше держит связь…  
            Видео  
            Вот мы и добрались до самого интересного. Выбор 
            видеокарты напрямую зависит от того, что вы, в конце концов, 
            собираетесь собрать или уже имеете. 
            Для самых стойких бойцов, держащих оборону на машинах 
            типа P133...166/32 MB можно посоветовать не 
            разбрасываться деньгами и либо вообще отказаться от 3D, либо купить 
            максимально разумный Monster3 D 4 MB, бывший в употреблении. Неплохо 
            пойдут игры 97…98гг и некоторое время вы будете счастливы, как 
            ребенок . Ничего дороже, для этих машин, покупать не стоит: если 
            хотите играть в новые игрушки - копите на апгрейд. 
            P166 ( MMX)/ P200 ( MMX)/233 MMX и 
            оверклоченных еще выше, максимальное быстродействие по 
            минимальной цене обеспечат Voodoo2 или Banshee. В случае P166, 
            разница между VoodooGraphics и Voodoo2/ Banshee около 30-35%. Можно 
            сносно играть в игры 99-го года, но здесь еще одно условие – 
            минимальный размер ОЗУ – 64 MB. В противном случае HL, 
            Unreal, Sin и многие другие игры, будут просто неиграбельны по 
            причине постоянного свопа. 
            PII233... PII333/ Celeron 266 (и 
            o/ c> to 400)/ Celeron300A/333MHz ( 
            not> o/ c) (минимальный размер ОЗУ – 64 MB) 
            – Voodoo2, Velocity 100, TNT, TNT2 M64, Savage4 карты, причем, 
            V2 и V100, в ряде случаев, могут оказаться сильно предпочтительнее 
            конкурентов (автогонки NFS, Unreal и игры на его движке). Разница в 
            скорости, например, на картах V2 и TNT, в низком (640х480) 
            разрешении, в таких играх может достигать 30%, а это 
            достаточно сильно отразится на играбельности, поскольку системы 
            недостаточно мощны, чтобы обеспечить приличный запас по минимальному 
            fps и эту разницу (30%) вы обязательно почувствуете. V2 проиграет 
            конкурентам в старых D3 D-играх, однако не настолько, чтобы 
            жаловаться на скорость. 
            Карты следующего поколения ( V3/ TNT2/ G400) на 
            подобные системы ставить не стоит. Разница в скорости между ними и 
            рассмотренными выше картами предыдущего поколения будет невелика, а 
            вот разница в цене… Однако, если вы собираетесь в ближайшее время 
            модернизировать свою систему до рассмотренного ниже уровня, или если 
            разница в цене вам кажется несущественной, тогда, безусловно, вам 
            стоит рассмотреть именно эти карты. 
            PII/ PIII/ Celeron 400-550 MHz 
            (включая варианты о/ c до аналогичных частот) (минимальный 
            размер ОЗУ - 64МБ, настоятельно рекомендуемый - 128 MB) - 
            Voodoo3 2000/3000, TNT2/ TNT2 Pro/ TNT2 Ultra, Matrox G400, Savage 
            2000. Хорошо пойдут самые последние игры в разрешениях 800х600х32, 
            1024х768х16 и 1024х768х32 (последнее разрешение будет играбельно 
            далеко не во всех играх). 
            На 500-550 MHz CPU лучше GF256 DDR (180$), или 
            «удешевленные» варианты - GF256 SDR или GF2 MX (135$) – в 
            1024х768х32 играбельно подавляющее большинство самых последних 
            игр. 
            В случае нехватки денег – Velocity 100 или TNT2 
            M64. 
            PIII600/ Celeron 566 o/ c 850 
            MHz> (минимальный размер ОЗУ - 128 MB) – только GF256 
            DDR. Удешевленные варианты - GF256 SDR и GF2 MX - только при острой 
            нехватке 50$. 
            PIII733 MHz или o/ c до аналогичных частот и 
            выше – GF2 GTS или V5500 – оба для реализации своего потенциала 
            требуют быстрого процессора и больших капиталовложений . V5500 – 
            только для богатых любителей Unreal/ Unreal Tournament – карта в 
            этих играх вне конкуренции. В остальных играх, он может 
            конкурировать только с GF256 DDR с переменным успехом. 
            Ну, и наконец, чтобы дать наиболее полное 
            представление, немного о каждом рассмотренном чипсете: 
            Voodoo> Graphics (также известный как 
            Voodoo1) – Революционный для своего времени чип, сейчас безнадежно 
            устарел. Максимальное разрешение 640х480, не поддерживаются многие 
            графические фичи. Современные игрушки тянет с большими 
тормозами. 
            Voodoo2 – при наличии относительно быстрого 
            процессора, хорошо идут самые современные Glide-игрушки (Включая UT 
            и NFS HS). Качество графики – приемлемое, если не считать некоторого 
            замыливания 3 D-картинки и остальных недостатков (16 бит цвет, не 
            так хорош как у V3 и текстуры 256 x256). Вариант установки двух карт 
            ( SLI) сейчас рассматривать не стоит, ввиду наличия более 
            дешевой альтернативы - V3 2000, имеющего аналогичную 
            производительность, дающего более качественную картинку в 3 D, не 
            портящего 2 D-изображения вашей карте, основной и все еще актуальный 
            для 3 dfx в плане выпуска новых драйверов. 
            Voodoo> Banshee – Вторая попытка 3 dfx (на 
            этот раз удачная) интегрировать 2D и 3 D в одной карте (первой 
            попыткой был Voodoo Rush, здесь не рассмотренный по причине 
            тормознутости, в сравнении с VoodooGraphics, и плохой совместимости 
            с Glide-играми). Banshee – урезанная версия V2 – 1 TMU – отсутствие 
            мультитекстурирования. В современных играх чувствует себя плохо, но 
            Анриалы тянет сносно (хотя для этого нужен мощный CPU, на который 
            ставить Banshee не рекомендуется, ввиду наличия более быстрых 
            альтернатив вроде V2 и Velocity100). «Глайдсовместимость» - хуже, 
            чем у V2. 
            Voodoo3 – любителям Unreal/ UT – рекомендуется. 
            В этих играх валит конкурентов как по скорости, так и по качеству 
            изображения. В остальных – рядовая карта, в своем поколении, с 
            большими недостатками (отсутствие 32бит цвета и текстур больше 
            256х256). 
            Velocity 100 – урезанный вариант V3 – всего 8 
            MB и отсутствие мультитекстурирования в Glide/ OpenGL-играх. 
            Последний недостаток практически на всех картах Velocity100, 
            можно исправить программно, включив второй TMU в реестре Windows. 
            Имеет все достоинства и недостатки V3, но по причине малого объема 
            памяти, рабочее 3 D-разрешение в большинстве игр – 800х600. Может 
            испытывать большие проблемы в играх избалованными текстурами 
            (например, Freespace 2). Карта часто некорректно именуется в прайсах 
            как V3 2000 8 MB. 
            Voodoo 5500 – карта сочетает высокую цену и 
            относительно низкую скорость, в сравнении с конкурентами. Наконец 
            поддерживает 32бит цвет и текстуры больше 256х256. Ключевая 
            особенность – FSAA лучшего, нежели у карт на чипах GeForce, 
            качества. AGP-вариант карты имеет на борту 64 MB памяти, которые 
            реально эквиваленты чуть больше 32 MB одночиповой карты, поскольку 
            все текстуры дублируются в памяти для каждого из двух чипов 
            VSA-100 и например, в 1024х768х32, эффективный размер ОЗУ (вместе с 
            фрейм-буфером) составляет 38 MB. В Unreal/ UT карта бьет всех, 
            включая GF2 GTS, в остальных же играх может конкурировать только с 
            GF256 DDR с попеременным успехом. 
            Savage4/ Pro – малая 
            процессорозависимость (плохая масштабируемость?). Поддержка 
            фирменной компрессии текстур S3 TC облегчает работу с большими 
            текстурами. Поддержка API MeTaL – позволяет использовать второй диск 
            UT с большими текстурами. В результате, в этой игре, по качеству 
            бьет Glide и требует много оперативной памяти (>128 MB в этом 
            случае). В остальном, требования к памяти умеренные. Кривые 
            драйверы, компенсируемые «прямыми руками» владельца. D3 D - слабое 
            место. 
            Savage 2000 – все, что сказано о S4, верно и 
            для S2 K, со следующими поправками: S2 K - первый GPU-чип. Блок 
            HW> T& L – медленный, часто программный T& L оказывается 
            быстрее. Драйверы ровнее, чем у S4 , тем не менее, прямые руки – 
            требуются. Наличие альтернативы, в виде GF> SDR и GF2 MX, 
            лишенных этих недостатков, делает покупку S2 K бессмысленной. 
            Matrox G400 – эталон качества 2 D. До недавнего 
            времени, у Матрокс были проблемы с написанием OpenGL ICD драйвера 
            для этой карты (эта их вечная проблема, еще со времен G200 ge:, 
            сейчас решена). По фичам превосходит все ускорители в своем классе. 
            Кроме «стандартных» - 32бит цвет, большие текстуры, имеет 
            трилинейную фильтрацию одновременно с мультитекстурированием и EMBM. 
            Это конечно не бесплатно (-25% скорости за каждую из этих 
            двух фич, но красиво, особенно EMBM). 
            TNT – в прошлом - V2-убийца, во многом 
            состоявшийся. Сейчас устарел, но при наличии соответствующего 
            процессора, позволит вам прилично играть даже в современные игры, в 
            разрешениях 640х480х32 или 800х600х16. 
            Vanta/ TNT2 M64 – альтернатива 
            TNT. 
            Vanta (100 MHz> core/125 MHz mem), чуть медленнее 
            TNT на этих частотах, M64 (125 core/150 mem) – чуть быстрее. Оба 
            чипа – урезанные варианты TNT2, (у обоих 128-бит ядро и 
            64-бит доступ к памяти, в отличие от TNT2, у которой и ядро и доступ 
            к памяти – 128-бит) В принципе, Vanta и M64 - один и тот же чип, 
            тактуемый на разных частотах, но M64-карты обычно лучше разгоняются 
            (на них ставят лучшую память, чем на Vanta) и, например, на частотах 
            150 core/200 mem, M64 уже почти выходит на уровень TNT2 (125 
            core/150 mem). Здесь главное, чтобы память погналась хорошо (чипы 
            M64 обычно гонятся до 150 без проблем). 
            TNT2/ TNT2 Pro/ TNT2 Ultra 
            – Разница между TNT2 и Ultra только в частоте чипа: 125 MHz – TNT2 и 
            150 MHz – Ultra. Никаких других отличий в чипах нет (т.е., если 
            провести аналогию с CPU - это как Celeron 366 и Celeron 400). Нюансы 
            в разгоне этих чипов – TNT2 с вероятностью 99% погонится до 150 MHz 
            (частота Ultra), или даже до 160-170, но не выше. Ultra на 99% 
            погонится до 180-185 MHz. Кроме того, на эти чипы ставят память с 
            разным временем доступа, работающую на разных частотах – 7-6 ns на 
            TNT2 (143-150 MHz) и 5.5 ns на Ultra (183 MHz). Последняя, конечно, 
            и гонится лучше – обычно это отличная 5.5 ns память, работающая на 
            частотах до 235 MHz. В случае TNT2 6 ns, наиболее вероятный разгон - 
            200 MHz («плюс-минус трамвайная остановка», зависит от конкретной 
            памяти). 
            TNT2 Pro (также известный как TNT2- A) – тот же TNT2, 
            единственным отличием которого является более тонкий тех. процесс – 
            0.22мкм (у TNT2 и Ultra – 0.25мкм) и более высокая частота – 143 
            MHz. Pro - лучше разгоняется, в сравнении с TNT2. Первую, с большой 
            долей вероятности, удастся погнать до 180-185 MHz (как и Ультру). С 
            памятью сложнее – дефолтная частота для памяти Pro – 166 MHz – это 
            значит, честный производитель поставит 6 ns память. Но noname могут 
            ставить чего угодно, а например у Asus встречается и 5.5 ns память 
            на этих картах и гонится до 210-220 MHz – это чуть меньше, чем 
            возможности разгона Ultra (видимо, на Pro ставят недостаточно 
            «отличную» 5.5 ns-память ), но Pro всегда предпочтительнее Ultra. 
            Почему? Цена! Чип Pro> nVidia выкатила на замену обычному TNT2 и 
            разницы в цене карт, на обычном TNT2 и TNT2 Pro – нет. Более того, 
            некоторые производители, вообще не афишировали переход линейки своих 
            TNT2-карт на новый чип. Ultra же, всегда стоила дороже. 
            Здесь необходимо отметить, что все указанные отличия 
            верны только для карт бранд-нэйм производителей. Нонэйм (noname) 
            ведет себя непредсказуемо и может ставить память с любым временем 
            доступа на любую карту и даже ставить чипы TNT2 на карты Ultra и 6-7 
            ns память ... практически официально разгоняя ядро и память . 
            GF256 SDR/ DDR – Второй в истории 
            GPU-чип (был объявлен на день позже Savage2000, но с гораздо большей 
            рекламной шумихой). Карты с памятью SDR – несбалансированны с точки 
            зрения производительности чипа-памяти, поэтому ключевым моментом 
            выбора является именно разгоняемость памяти на той или иной карте. 
            Тем не менее, даже без разгона, в большинстве случаев SDR раза в 
            полтора быстрее, чем TNT2 Ultra. 
            GF> DDR – лишен этого недостатка (пропускная 
            способность памяти в два раза выше, чем у первого варианта и она не 
            является «бутылочным горлышком»). Из ключевых особенностей, влияющих 
            на качество картинки, в сравнении с линейкой TNT, стоит отметить 
            поддержку ДжиФорсами FSAA, трилинейной (и анизотропной) фильтрации 
            одновременно с мультитекстурированием, а также компрессию текстур S3 
            TC/ DXTC. 
            GF2 GTS – Основными особенностями GTS, в 
            сравнении с GF256, является более быстрый блок аппаратного расчета 
            T&L, наличие двух блоков текстурирования в каждом из 
            четырех конвейеров, т.е. при наложении двух текстур скорость ( 
            fillrate) не падает – мультитекстурирование бесплатное. Также стоит 
            отметить анизотропную фильтрацию по 16-ти сэмплам (у GF256 по 8-ми). 
            Благодаря новому HDTV-процессору, улучшено воспроизведение цифрового 
            видео. Подробнее спецификации см. в этой 
            таблице. 
            GF2 MX – Значительно урезанный (и 
            одновременно улучшенный) вариант предыдущего чипа – всего два 
            конвейера с двумя текстурными блоками в каждом, поддержка памяти 
            128-бит SDR (или 64-бит DDR), которая, как и в случае GF256 SDR, 
            является «бутылочным горлышком». Рабочая частота ядра - 175 MHz 
            (против 200 MHz у GTS). 
            Улучшения коснулись в основном 2 D-части – в первую 
            очередь это технология «TwinView» - возможность вывода изображения 
            одновременно на два монитора (или монитор и телевизор). 
            Также отмечу технологию DVC ( Digital> Vibrance 
            Control) – поддержка постоянной и регулируемой гаммы во всех 
            видеорежимах, можно забыть о темноте в некоторых играх; также это 
            касается и качества воспроизведения DVD-видео. Производительность 
            чуть выше, чем у GF256 SDR. 
            Итак, я рассмотрел все основные компоненты системы, 
            которые влияют на производительность и которые, для поддержания 
            компьютера на приемлемом уровне, требуют периодического апгрейда. 
            Надеюсь, что этот материал поможет вам в столь нелёгком деле – 
            выбрать правильно, что сперва менять и на что… 
            andser, МИР NVidia  
            Благодарность Bishop, и Quaz за активное 
          сотрудничество.  |