Главная | Новости | Cтатьи и обзоры | Производители | Драйверы | Cсылки | Об авторе | Высказаться |
Советы мастеру, или Большая чисткаПриходилось ли вам когда-нибудь сталкиваться с необходимостью отремонтировать принтер? Не дай Бог, конечно, но все же. Как вы поступали в данной ситуации? Могу поспорить, что большинство сдавало свои аппараты в сервис-центры или мастерские. К сожалению, ремонт принтера - весьма дорогостоящее развлечение. Для примера: ремонт в сервис-центре Hewlett-Packard струйного принтера класса DeskJet 610-690 стоит 78 долларов, независимо от характера неисправности. Круто, да?! И неважно, что там сломалось. Правда, сервис там отличный и гарантию дают год. Вот тут и выплывает главный вопрос - а стоит ли ремонт таких денег? Возможно, неисправность удалось бы устранить в домашних условиях. Сразу хочу предупредить - не от всех поломок можно избавиться самому. Если, например, накрылся моторчик или шестеренка сломалась, то тут хочешь не хочешь, а придется везти к умным дядям. И еще одно "но". Людям, которые не могут отличить шлицевую отвертку от крестовой, статью лучше не читать. Для проведения ниже описанных действий необходима пара рук, растущих из правильного места, иначе высока вероятность сделать еще хуже. Итак, начнем с общих фраз, а закончим конкретными примерами. Основываясь на личном опыте, хочу заметить, что в принтерах довольно редко ломается электрическая часть. В основном выходит из строя механика или механизм головки. В последнем случае надежды на самостоятельную починку практически нет. Перечислю основные поломки, подлежащие ремонту в домашних условиях. Первое, что хотелось бы отметить, - это элементарная грязь в принтере. Из этой проблемы номер один вытекает много последствий. В основном это разбалансировка механизма, посторонние шумы в аппарате, каретка двигается со стуком или бьется о края корпуса, принтер не захватывает бумагу. Причиной этих неисправностей практически всегда является слишком сильное загрязнение механизма. При этом не надо ругать изготовителей - в инструкции ясно написано, что принтер необходимо чистить и смазывать. Смазку можно купить в любом магазине, торгующем электронными деталями, "Чип и Дип", например. Еще одна важная деталь. Принтер лучше не чистить спиртом (принтерам Epson это вообще категорически противопоказано). Оптимальный вариант - использовать теплую мыльную воду. Связано это с тем, что спирт может повредить некоторые маленькие и тонкие детали. Что кроме мыльной воды еще может понадобиться для проведения ремонтных работ? Отвертки, куда же без них! Для принтеров Hewlett-Packard (а именно о них пойдет речь в этой статье) необходимы отвертки-звездочки. Также надо запастись десятком ватных палочек и поролоновой губкой. Если инструменты готовы, то можно начать детально рассматривать конкретные поломки. Примеры будут приводиться для моделей DeskJet 610-690. Каретка - это просто Начнем с малого. А именно с того, для чего не надо разбирать пол-принтера. Неполадка номер один: при печати каретка бьется о края корпуса, при этом печать идет неровно или текст сдвинут в какую-нибудь сторону. Чтобы понять причину, надо представлять, как устроен механизм передвижения каретки. Основными его деталями являются: вал, зубчатый ремень, передающий движение от мотора к каретке, и тонкая прозрачная линейка с нанесенными маленькими рисками - именно по ней и происходит ориентирование каретки принтера в пространстве (в аппаратах других фирм могут применяться другие способы ориентирования). Причина некорректной работы кроется именно в этой плоской линеечке, которая натянута позади вала. Она, скорее всего, стала неприлично пыльной (если она порвалась, то тут только один выход - ремонт у профессионалов). Разобравшись в причинах, приступаем к их устранению. Выключаем питание, весьма значительным равномерным усилием снимаем откидывающуюся крышку. После чего снимаем пластмассовый корпус, чтобы получить удобный доступ к держателям линейки. Корпус снимается легко, надо только открутить два винта на лотке подачи бумаги. Предварительно необходимо удалить заднюю крышечку, которая прикрывает разъемы LPT и питания. Дальше слегка отгибаем пластиковые зажимы на дне принтера. После этого корпус поднимается вверх и откладывается в сторону (на некоторых моделях этого можно не делать - там до искомой линеечки можно добраться и так). Аккуратно освободите ее правый конец от держателя (важно запомнить, как стояла линейка, иначе каретка может опять неправильно ориентироваться), выньте линейку из каретки. Теперь освободите левый конец. Внимательно посмотрите на нее. Линейка после длительной эксплуатации выглядит серовато-рыжей. Промойте ее в теплой мыльной воде с помощью губки. Желательно при этом особо не лапать жирными руками линейку в местах нанесения рисок. Теперь дайте ей просохнуть или просто протрите ее сухой губкой. После "бани" линейка должна стать чистой и прозрачной. Если вы не переусердствовали, то на ней все еще должны остаться риски. Приступаем к сборке. После закрепления левого конца линейки ее надо просунуть сквозь каретку - там для этого есть специальное отверстие с вертикальными направляющими. Теперь закрепляем правый конец - вот, собственно, и все. Одеваем принтер, включаем питание и смотрим. Если неисправность исчезла, то поздравляю с успешным ремонтом, если нет, то неполадка более серьезна, - скорее всего, вышла из строя электроника или мотор. А это в домашних условиях не чинится. Неисправность вторая: когда каретка находится в крайнем левом или правом положении, зубчатый ремень плохо цепляется за зубья шестеренки, и мотор прокручивается вхолостую. Причина банальна - сбой в системе натяжения ремня. Ремень в правой части надевается на шестеренку мотора, а в левой на точно такую же шестеренку, только подпружиненную специальным кронштейном. Посмотрите внимательно на пружину. Возможно, она вышла из своего паза. В этом случае просто верните ее на место. Если пружина все-таки стоит там, где и должна, то аккуратно снимите ремень с этой шестеренки. Затем высвободите пружину и слегка растяните ее. Сделать это довольно трудно, так как пружина очень сильная. После этого верните все на свои места и включите принтер. Должно заработать. Проблемы с бумагой Теперь настал черед
рассмотреть неполадки посерьезнее. В данной ситуации произошла разбалансировка механизма - вал утратил свое горизонтальное положение. Приступим к ремонту. Снимите корпус. Далее уберите линейку с рисками. Как это делается, мы тоже уже знаем. Снимите зубчатый ремень с шестеренок, на моторе и в левой части. Теперь посмотрите на вал с тыльных сторон. Вы увидите по винту на каждой стороне. Аккуратно (резьба в этих местах не очень хорошая) открутите их. Если вдруг в процессе откручивания или закручивания резьба сорвется, то не стоит расстраиваться. Резьба на винте остается целой, это в деталях на корпусе она испортится. В таком случае можно взять другой винт большего диаметра, желательно саморез (идеально подходит винт от корпуса компьютера). Продолжим. Придерживая каретку, выньте вместе с ней вал. Выньте из паза зубчатый ремень, чтобы он не мешал. Его, как и вал, надо вымыть в теплой воде. Теперь о каретке. В местах ее сочленения с валом обычно скапливается много грязи, поэтому удалите ее с помощью ватных палочек. Если вал к этому времени высох, то можно приступать к сборке и настройке механизма. Верните вал с кареткой на место, предварительно надев на нее ремень, и слегка наживите винты. Главное - пока их сильно не затягивать: надо будет правильно выставить весь механизм. Ремень накиньте на шестеренки, и можно приступать к регулировке. Аккуратно подвигайте каретку. Если она за что-нибудь задевает, то равномерно приподнимите вал и подтяните винты. Снова поводите. Суть такова - надо добиться того, чтобы каретка беспрепятственно ходила, но в тоже время не располагалась слишком низко. Процесс этот может занять довольно много времени и требует некоторого терпения. Зато результат должен быть великолепным. Если все получилось, то окончательно закрутите винты. Поскольку вал мы промыли в воде, теперь его необходимо смазать. Для этого используем заблаговременно приготовленную смазку. Нанесите ее небольшими кляксами в двух-трех местах. Опять поводите кареткой до тех пор, пока смазка не размажется ровным слоем по поверхности вала. Смазки не должно быть много, чтобы она не попала на другие части и детали принтера. Теперь вставьте на место линейку, наденьте корпус, подключите питание и протестируйте аппарат. Если вдруг каретка шумит, то проделайте регулировку принтера еще раз. Неполадка четвертая: не
захватывается бумага. Весь процесс разборки детально описывать не имеет смысла - моделей принтеров много и разбираются они по-разному, но благодаря грамотной конструкции большинства аппаратов это не так уж и сложно. Если разбирать весь агрегат все-таки страшно, то попробуйте обойтись только чисткой валиков. Их нужно чистить ватными палочками, смоченными в спирте, только следует следить, чтобы он не попал на другие детали принтера. И пару слов о лазерниках Хочется сказать несколько
слов по поводу лазерных принтеров. Они отличаются тем, что в них
довольно мало механических деталей. Сосредоточение механики
наблюдается в основном внутри картриджа, но там все хорошо защищено
от попадания пыли. Я не рекомендую пытаться ремонтировать
"лазерники" в домашних условиях - не тот уровень техники, но позволю
себе дать пару советов. Совет второй. Принтер стал печатать горизонтальные полосы на листе с шагом 4-5 см. В домашних условиях можно попробовать почистить трансроллер. Если это не сработает (а скорее всего, так и будет), то сервис, сервис, сервис. Но попробовать все-таки стоит. Для начала найдите этот
самый трансроллер. Он находится сразу под картриджем - ролик,
покрытый черным пористым материалом. Вытаскивается трансроллер без
проблем, только его ни в коем случае нельзя трогать руками! Чистку
выполняем все теми же ватными палочками, смоченнными изопропиловым
спиртом Главное - быть аккуратным и иметь терпение: именно в этом кроется ключ к успеху ремонта. Еще раз хочу напомнить, что не всякую неисправность можно устранить в домашних условиях. Хотя попытаться сэкономить деньги, я думаю, стоит. Если вы следовали этим советам, то, по крайней мере, хуже не стало. Еще хочу добавить, что
все операции, о которых шла речь, были проведены мною и закончились
благополучно. Желаю удачного ремонта! |