Главная | Новости | Cтатьи и обзоры | Производители | Драйверы | Cсылки | Об авторе | Высказаться |
:: Статья: :: Звуковые карты |
Звуковые карты Звуковая карта (Sound Card) – устройство, предназначенное для синтеза и воспроизведения звука на персональном компьютере. Устанавливается на материнской плате в свободный разъем PCI или ISA. Основными аппаратными компонентами звуковой карты являются звуковой процессор и кодек (аналого-цифровой и цифро-аналоговый преобразователи). Wave-Table, FM-синтез – технологии синтеза звука. Wave-Table – технология волнового табличного синтеза. Суть этого метода состоит в том, что сэмплы (образцы звучания различных источников – музыкальных инструментов и др.) хранятся в микросхеме ПЗУ (постоянном запоминающем устройстве) звуковой карты и в соответствии с указаниями программы (т.е. специальными командами, определяющими выбор инструментов, нотные ряды, продолжительность, интенсивность звука и т.д.) извлекаются и преобразуются. Т.к. в ПЗУ "зашиты" реальные звуки, качество получается достаточно высоким. Второй способ синтеза звука – FM-синтез (Frequency Modulation – частотная модуляция). При этом методе синтеза звуковой сигнал образуется путем формирования с помощью специальных генераторов синусоидальных сигналов и изменения их звучания посредством частотной модуляции. Каждый генератор вместе со встроенной схемой управления частотой и амплитудой сигнала образует так называемый "оператор". В звуковых картах используют двухоператорный (OPL2) и четырехоператорный (OPL3) FM-синтез. Качество такого синтеза довольно низкое, но для игр эта технология является приемлемым решением. 32 voices, 64 voices, 128 voices, 256 voices, 1024 voices – многоканальное представление звука (чаще канал – звуковой поток – называют голосом (англ. voice)). Например, обозначение 64 voices может говорить о том, что 64 голоса (отдельных звука) обрабатываются аппаратным Wave-Table синтезатором и затем суммируются. Таким образом формируется звук. Часть каналов в некоторых звуковых картах может быть реализована аппаратно, а часть программно. SB 16 – данное обозначение подразумевает поддержку спецификации Sound Blaster. Число 16 означает 16-разрядное представление звука. Кодек, соответственно, также является 16-битным. MIDI (Musical Instruments Digital Interface) – цифровой интерфейс музыкальных инструментов. General MIDI, GS, XG, MPU-401, General MIDI был создан для обеспечения одинакового звучания одинаково написанных звуковых фрагментов на любых звуковых картах. Этот стандарт описывает, какому каналу должен соответствовать конкретный инструмент (всего 128 мелодических и 46 ударных инструментов). Стандарт GS (General Synthesis – единый синтез) является усовершенствованным вариантом General MIDI и включает как дополнительные музыкальные инструменты, так и специальные звуковые эффекты. Стандарт XG (Extended General – расширенный единый) отличается набором из нескольких сотен музыкальных инструментов и образцов других звуков, а также новыми средствами управления обработкой звука. Стандарт MPU-401 служит для подключения внешних устройств управления – синтезаторов, музыкальных клавиатур и т.д. Стандарт МТ-32 описывает параметры восьмиканального Wave-Table синтезатора с обработкой в каждом канале до 16 голосов (всего 128 мелодических и 30 ударных инструментов, 33 звуковых эффекта). Full Duplex – возможность звуковой карты одновременно записывать и воспроизводить звук. 3D, 3D sound – поддержка звуковой картой технологии формирования объемного звучания. Существует два способа формирования 3D звука, которые комбинируют или используют раздельно. Первый способ основан на применении двух преобразователей стереозвука на звуковой карте и, соответственно, четырех колонок (4 speakers). Для реализации второго способа необходимо использование мощного звукового процессора. В этом случае обработка потока движущегося источника звука происходи с учетом физических законов и особенностей восприятия человека. Движение источника имитируется посредством применения к звуку специальных частотных фильтров и операций задержки и изменения скорости воспроизведения. DirectSound3D, A3D, EAX – стандарты поддержки трехмерного звука. Библиотека A3D разработана фирмой Aureal и является расширением стандарта DirectSound3D. Формат EAX разработан компанией Creative Labs. Разъем S/PDIF (Sony/Philips Digital Interface Format – формат цифрового интерфейса компаний Sony и Philips) – разъем, который служит для передачи звуковых сигналов в цифровой форме на внешние устройства. Преобразования цифрового сигнала в аналоговый на самой звуковой карте несколько искажают сигнал, поэтому для обеспечения лучшего качества звучания целесообразно производить преобразования на внешних устройствах, например, усилителях (колонках) или музыкальных центрах (при условии, что на этих устройствах есть соответствующий разъем). Нелинейные искажения – искажения, возникающие в результате нелинейного преобразования сигнала. Характеризуют чистоту звучания и измеряются в процентах от исходного сигнала. Для класса Hi-Fi характерно значение 0.01 (чисто), для класса Hi-End – 0.001 (чисто, прозрачно). FM-Tuner – встроенный FM-радиоприемник. DVD – аппаратная (DVD-hardware) или программная (WinDVD) поддержка дисков DVD.
|