Электронно-лучевые
мониторы
Монитор – устройство, являющееся частью компьютера,
осуществляющее отображение информации. Основным элементом
электронно-лучевого монитора является электронно-лучевая трубка (ЭЛТ),
формирующая изображение. ЭЛТ представляет собой стеклянную колбу, дно
которой покрыто слоем люминофора, а в горловине установлена электронная
пушка, испускающая поток электронов. С помощью управляющей системы поток
электронов отклоняется в нужном направлении, а затем, проходя через
теневую маску, установленную перед дном колбы, попадает на люминофор,
вызывая его свечение. В цветных мониторах для формирования изображения
применяют отдельные пушки для каждого из трех основных цветов – красного
(Red), зеленого (Green), синего (Blue), а слой люминофора состоит из
близко расположенных группами по три (в сочетании Red, Green, Blue) точек
или полосок цветного люминофора. Для точного попадания в соответствующую
точку или полоску широкий электронный луч необходимо сузить до требуемых
пределов. Это осуществляется путем установки перед покрытием из люминофора
маски, имеющей отверстия с размерами, близкими к размеру единичной точки
или ширине полоски люминофора.
14", 15", 17", 19",
21" – размер экрана монитора по диагонали (в
дюймах). 14-дюймовый монитор, как правило, представляет собой
устаревающую модель с выпуклым экраном, минимумом настроек и нечетким
изображением. 15-дюймовые мониторы, отличающиеся хорошим качеством
изображения, более плоским экраном и наличием цифровой настройки (DC),
являются наиболее распространенными и популярными. Однако уже наблюдается
тенденция перехода на 17". К профессиональным мониторам относятся
модели с размером экрана 17" и выше. Их отличает высокое качество
изображения. Следует отметить, что реальная рабочая область монитора
меньше размера по диагонали. Так, например, для 17-дюймовых мониторов
Panasonic рабочая область составляет всего 15.9-16". Подобные пропорции
несоответствия номинальной и реальной рабочих областей имеют место для
всех размеров и марок мониторов.
800х600/85Hz –
один из режимов монитора. В этом режиме разрешение 800х600 (т.е.
количество отображаемых на экране точек – 800 по горизонтали, 600 по
вертикали) может поддерживаться при частоте кадровой развертки
85Hz. Частота кадровой развертки показывает, сколько раз в секунду
обновляется изображение на экране. Чем чаще происходит обновление, тем
меньше мерцание. Мерцание же является причиной утомления глаз и даже
ухудшения зрения. Минимальной приемлемой частотой можно считать 75Hz, но
лучше, если монитор поддерживает частоты 85Hz и выше. Рабочим
разрешением 14-дюймовых мониторов является 800х600 точек, 15-дюймовых –
1024х768, а 17-дюймовых от 1280х1024.
69Hz, 70KHz, 95KHz,
30-70KHz, 30-95KHz – частоты и диапазоны частот строчной
развертки.
Dot-Trio Shadow Mask, Aperture grille, Slot
Mask – технологии формирования изображения на экране ЭЛТ,
различающиеся типами масок и характером отверстий.
Dot-Trio Shadow Mask – трехточечная (дельтовидная) теневая маска. Маска
представляет собой перфорированный металлический лист, расположенный перед
состоящим из групп по три (Red, Green, Blue) точки слоем цветного
люминофора. Расстояние между группами соседних точек таково, что
маскируются все паразитные излучения. В результате обеспечивается
попадание луча от каждой электронной пушки в "свою" точку люминофора
соответствующего цвета. Мониторы с трехточечной теневой маской правильно
отображают цвета, лучше воспроизводят текст. Недостатком являются меньшая
яркость и пониженная контрастность, однако в современных моделях таких
трубок эти недостатки сведены к минимуму.
Aperture grille (AG) – апертурная решетка. Данная технология
разработана фирмой Sony. В качестве маски используются расположенные
вертикально сверхтонкие проволочные нити (апертурная решетка).
Соответственно и люминофор на дне колбы состоит из вертикальных
чередующихся сверхтонких полосок трех цветов. Эта технология позволяет
увеличить яркость изображения и, в сочетании с более темным стеклом,
добиться лучшей контрастности. Одним из недостатков является несовсем
точная цветопередача. Выполненные по этой технологии ЭЛТ известны на рынке
под именами, содержащими окончание "tron" (Trinitron, Diamondtron и
др.).
Slot Mask – щелевая маска – достаточно современная технология,
разработанная компанией NEC. Маска образована продольными щелями. Соседние
триады рядов таких щелей смещены по вертикали, образуя решетку с
расположением элементов в шахматном порядке. Данная технология сочетает
достоинства двух других, и в то же время свободна от их недостатков.
Выполненные по этой технологии ЭЛТ известны под именем CromaClear.
0.21, 0.25, 0.26, 0.27, 0.28 – размер "зерна"
(точки) в миллиметрах. Для трехточечной теневой маски размер "зерна"
определяется расстоянием (т.е. "шагом") между двумя соседними точками
(одного цвета) люминофора по диагонали. Для апертурной решетки и щелевой
маски под шагом подразумевается расстояние между полосками одного цвета
(по горизонтали). Приемлемым сегодня считается шаг 0.28 мм, качественные
мониторы имеют шаг 0.25 мм, а профессиональные – 0.22 мм. Величина "зерна"
во многом определяет контрастность изображения. Поэтому для работы с
графикой необходимо выбирать мониторы с шагом не менее 0.25
мм.
110MHz, 202.5MHz, 205MHz, 230MHz – полоса
пропускания видеоусилителя монитора.
MPR II, TCO'92,
TCO'95, TCO'99 – стандарты, определяющие требования к
медицинским, эргономическим и экологическим параметрам (перечислены в
хронологическом порядке). Стандарт MPR II, принятый шведским
Государственным институтом по измерениям и контролю, ограничил уровни
электромагнитного излучения безопасными для человека пределами. Начиная со
стандарта TCO'92, эти нормы еще более ужесточены и сохранены в стандартах
ТСО'95 и TCO'99. Эргономические и экологические требования появились
впервые в TCO'95. Стандарт TCO'99 устанавливает самые жест-кие
спецификации на такие параметры качества изображения, как яркость,
мерцание, контрастность, антибликовое покрытие экрана, а также на
энергопотребление. Стандарты ТСО обновляются каждые три года. Новые
мониторы обязательно соответствуют какому-либо из этих стандартов (как
правило, двум последним).
NI (Non-Interlaced) –
режим работы монитора, при котором все строки кадра выводятся за один
проход луча по экрану, в отличие от Interlaced-режима, при котором строки
выводятся за два прохода луча: за первый проход – четные строки, а за
второй – нечетные. Режим NI более предпочтителен, поскольку не вызывает
мерцание экрана и, следовательно, меньше утомляет глаза.
LR
(Low Radiation) – это обозначение говорит о пониженном уровне
излучения монитора. Все современные мониторы имеют такую
пометку.
DC (Digital Control) – цифровое
управление настройкой параметров изображения. Настройка параметров
осуществляется специальными кнопками (для большинства таких моделей), а не
аналоговыми ручками. С помощью этих кнопок производится установка
горизонтального и вертикального размера изображения, его сдвиг по
вертикали и горизонтали, регулировка яркости и контраста, управление
геометрией изображения, а иногда и устранение комбинационных искажений,
регулировка сведения луча, уровней усиления красного, зеленого, синего
компонентов сигнала и т.д. Для большинства моделей с цифровым управлением
предполагается наличие экранного меню OSD.
OSD
(On-Screen-Display) – стандартное экранное меню, накладывающееся
на основное изображение и обслуживаемое с помощью нескольких кнопок на
панели монитора. Оно облегчает настройку параметров
изображения.
MM (Multimedia) –
мультимедиа-монитор, имеющий встроенные динамики (speakers). Многие модели
таких мониторов содержат также и микрофон.
Short tube
– укороченная трубка. Уменьшение длины ЭЛТ достигается за счет
увеличения угла отклонения лучей электронной пушки с 90 до 100 градусов.
Мониторы с трубками такого типа по глубине занимают столько же места,
сколько и мониторы с обычной трубкой в младшем классе, т.е., например,
укороченный 19-дюймовый монитор по глубине равнозначен обычному
17-дюймовому.
USB – возможность подключения
монитора через универсальную последовательную магистраль USB (Universal Serial Bus) |