Привычный в дешевых кулерах признак их смертного часа: лопасти стоят, провернуть в любую сторону невозможно…
А причина простая (или их может быть несколько):
- Плохой доступ к воздуху (например в старых ATX-корпусах кулер накрывается БП)
- Большой налет пыли на лопастях (в итоге она окажется во втулке)
- Просто ссохлась смазка втулки, стопорные кольца рассохлись (без смазки) и создают дополнительный неприятный звук и т.п.
Конечно лучшее средство – это профилактика, но раз уж до этого дошло, то как это исправить?
- Подготовьте смазку – в принципе подойдет любая подручная, лучше силиконовая (но не солидол и не подсолнечное масло :) ) Инструменты: пинцет, шило.
- С нижней части вентилятора снимаете наклейку, там видите стопорное кольцо, под ним резиновое кольцо (не всегда под наклейкой есть крышка, если её нет, то разборка производителем не предполагается).
- Все это выковыриваем шилом с вала из втулки… – и сразу выкидываем. Во-первых стопорные кольца не нужны по одной простой причине – сила магнита держит вал, несущий лопасти вентилятора, а во-вторых при трении они создают неприятные шумовые эффекты.
- Пинцетом удобно снимать наклейку (предварительно наживив шилом), не оставляя следов клея на пальцах, что позволит нормально вернуть ее на место.
- После того как вытащили, увидели грязь внутри втулки, на валу пропеллера – счищаем его спиртом, водкой (но не духами и одеколонами) – в них как правило химия, которая может подплавить плавкие элементы).
- Остается как следует равномерно нанести смазку (если она густоватая) или достаточно капнуть во втулку жидкого (фильтрованного) роторного масла, поставить на место пропеллеры и вернуть наклейку (которую вы наверное аккуратно сняли пинцетом, хотя можно воспользоваться любой изолентой, если потеряли).
- Ставим кулер на причетающееся ему место и – какая прелесть! – работает он тихо и надежно, как в тот момент когда вы его только купили!
Описанная процедура подойдет для обесшумливания, профилактики и восстановления якобы мертвых кулеров…