Тяжкое бремя безусловного лидера в области разработки и производства жестких дисков сыграло с компанией Seagate не позволило ей уделить достаточно времени для отработки своей новой серии дисков 7200.11.
Пытаясь опередить своих конкурентов, компания Seagate была вынуждена резко сократить время обкатки, тестирования и проверки на жизнеспособность своих жестких дисков. А это не замедлило сказаться на качестве их продукции. Теперь компания Seagate может повторить печальный опыт компаний IBM с DTLA, и Fujitsu с дисками MPG.
В настоящее время при эксплуатации дисков модельного ряда 7200.11 можно констатировать наличие трех основных проблем:
- Зависание микрокода старшей модели, емкостью 1.5 Тб ST31500341AS;
- Проблема нулевого размера «LBA ()»;
- Проблема «Муха це-це».
Зависание микрокода старшей модели, емкостью 1.5 Тб ST31500341AS
Проблема заключается в слишком длительной обработке некоторых внутренних операций микрокода. Это приводит к возникновению «замираний» работы жесткого диска.
Во многих комментариях, посвященной этой проблеме, отмечается, что эта проблема возникает преимущественно в системах под управлением операционных систем Linux и Mac OS. А в системах под управлением Windows «почти не встречается». Утверждение, что данная проблема не представляет угрозы для данных, хранящихся на жестком диске, а только раздражает пользователей, в случае применения таких жестких дисков в рейд массивах весьма спорно. Дело в том, что при слишком большой задержки реакции жесткого диска, рейд контроллер зафиксирует отказ контроллера со всеми вытекающими последствиями.
Компания Seagate разработала обновление микрокода для этой модели дисков и передает его пользователям, обратившимся в компанию по адресу discsupport@seagate.com. Это обновление можно найти и в других местах интернет, но при этом у пользователя могут возникнуть проблемы в случае обращения по гарантии.
Проблема нулевого размера «LBA ()»
Жесткие диски, имеющие эту проблему, раскручивают шпиндель, производят рекалибровку, сопровождающуюся характерными звуками перемещения блока головок, корректно отображают в BIOS название модели, но имеют нулевой объем. Данное поведение обусловлено сбоем одного из модулей служебной информации, который называется «транслятор». Этот модуль обеспечивает преобразование (трансляцию) логического адреса, представленного номером логического сектора, в физический адрес соответствующего сектора на жестком диске с учетом изъятия сбойных секторов секторного пространства жесткого диска. В случае сбоя при записи какого-либо сектора, его адрес фиксируется в так называемом дефект-листе, а вместо него подставляется сектор, выделяемый из резервной области. При некоторых сбойных ситуациях микропрограмма управления портит модуль транслятора, при этом размер жесткого диска обнуляется.
Здесь уместно отметить, что данная болезнь встречается не только у дисков серии Seagate 7200.11, но у из близнецов, выпускаемых под маркой MAXTOR. Например, на модели STM3500320AS. Такие модели являются клонами дисков 7200.11 и унаследовали те же болезни.
Проблема «Муха це-це»
Эта неисправность дисков 7200.11 также вызвана следствием сбоев в работе внутренней микропрограммы жесткого диска. В случае сбоев при динамической модификации служебных модулей системной области винчестера, микропрограмма управления блокирует дальнейшую работу диска, выдав в технологический порт (терминал) управления винчестером код ошибки «LED:000000CC FAddr:0024A051». Код ошибки СС и дал жаргонное название этой поломки винчестера. Некоторые ремонтники называют эту проблемой «залочкой», так как после выдачи информации в терминал, жесткий диск перестает реагировать на технологические команды, подаваемые по терминалу.
Для идентификации состояния ошибки требуются дополнительное техническое оборудование, которое подключается с технологическому порту жесткого диска, поэтому для обычного пользователя все это завершается тем, что жесткий диск просто не определяется в BIOS.
Технология ремонта Seagate 7200.11 и используемые технические средства
Для ремонта жестких дисков мы используем Программно-аппаратный комплекс PC-3000 for Windows (UDMA) производства ООО НПП «АСЕ» (Россия, г. Ростов-на-Дону). На рис. 1. приведена фотография жесткого диска, подключенного с PC-3000.
Жесткий диск (4) подключен к комплексу РС-3000 (3). Питание винчестера производится через ключ управления питанием. Шлейф SATA подключается к РС-3000 через адаптер PC PATA-SATA (2). Технологический порт жесткого диска подключается к компьютеру через адаптер PC-USB-TERMINAL (1). Ремонт жесткого диска заключается в подаче терминальных команд, посредством которых производится корректировка сбойных модулей служебной области жесткого диска.
Напоминаем, что только версия 4.13 комплекса PC-3000 позволяет полноценно работать с заблокированным ошибкой CC терминалом. Она позволяет восстановить транслятор, настройки и лог SMART, очистить G-list и протестировать головки. При исправлении ошибок данные пользователя не теряются!
Восстановление данных в данном случае — от 5500 до 9000 руб.